условия внедрения инновационных моделей повышения качества образования

Условия внедрения инновационных моделей повышения качества образования
Сазонова Светлана Николаевна
Руководитель Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области

качества образования
Поиск и создание новых механизмов управления образовательными системами связан с кардинальными изменениями сложившейся ситуации, изложенными в Национальном проекте «Образование», рассчитанного на период 2019-2024 г.г. Будучи одним из приоритетных направлений государственной стратегии развития России, проект нацелен на социально-экономические преобразования в сфере образовательной политики и решение двух ключевых задач: вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитания гармонично развитой, конкурентоспособной на рынке труда и социально ответственной личности. Как социальный фактор модернизации образования и инструмент решения назревших социально-экономических проблем, проект предполагает разработку и освоение новых управленческих технологий, нацеленных на системные изменения, связанные, в первую очередь, с необходимостью разработки инновационных моделей управления системами, описания их организационно-управленческой структуры и кадрового оснащения, выбора направлений подготовки региональных и муниципальных команд управления образованием. Значимость этих и ряда других изменений существенно возрастает в связи с развернувшейся в стране практикой инклюзивного образования, которая, существенно актуализируя задачу повышения качества образования, подтверждает необходимость разработки и внедрения инновационных моделей управления образовательными системами в широком диапазоне от дошкольных подразделений общеобразовательных школ до структур высшего образования. Значимость и глобальность поставленных задач не позволяет обойти вопрос, а точнее проблему, создания условий, обеспечивающих успешность их решения. На наш взгляд, эти условия по степени значимости и сложности реализации адекватны задачам и требуют пристального внимания к принимаемым управленческим решениям.
Многолетняя практика управленческой деятельности администрации Поволжского образовательного округа, основанная на принципах известного в отечественной теории управления программно-целевого метода, подтверждает правомерность и целесообразность следующих основных условий, обеспечивающих успешное внедрение инновационных моделей повышения качества образования.
1. Организационно — управленческое сопровождение инновационных образовательных проектов
Это условие — одно из кардинально значимых, так как в первую очередь связано с необходимостью изменения в целом системы управления образованием в направлении ее оптимизации за счет таких организационных мероприятий, как административно-территориальные преобразования, реорганизация методических и психологических служб, создание ресурсных центров и др.
Эти изменения связаны с реализацией концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, итогом которой стало реальное восстановление в полном объеме ответственности государства за организацию и результат деятельности системы образования, в частности, посредством придания муниципальным учреждениям общего образования статуса государственных образовательных учреждений.
В этой связи произошли существенные изменяя в системе управления, в системе финансирования образованием и в содержании образования.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2002 года № 995-р в Самарской области начался эксперимент по организации управления образованием на основе образовательных округов. Проведение эксперимента было связано с проводимыми в Российской Федерации административной реформой, реформой образования и реформой местного самоуправления и предполагало административно-территориальное деление региона по функциональному признаку в целях повышения эффективности его образовательных ресурсов.

Специфика Поволжского образовательного округа состоит в том, что он объединяет системы образования двух территорий: городского округа Новокуйбышевск и муниципального района Волжский.
Городской округ Новокуйбышевск – город, с достаточно развитой промышленной и социальной инфраструктурой. В состав городского округа Новокуйбышевск входят сам город и 7 сельских поселений. Численность населения городского округа – 104,7 тыс. чел. Промышленный потенциал города – это, прежде всего, 18 крупных предприятий с общей численностью работающих около 14 тыс. человек. Положительную динамику промышленного производства формируют предприятия нефтеперерабатывающего, химического и нефтехимического комплекса. Общий бюджет города в 2018 году – 1 млрд. 700 миллионов рублей.
Муниципальный район Волжский объединяет 3 городских и 12 сельских поселений, территориально удаленных друг от друга, 2 два больших массива массовой жилой застройки – Южный город и Кошелев-парк. Численность постоянного населения 112 тыс. человек. Волжский район является пригородным сельскохозяйственным районом, имеющим диверсифицированную структуру экономики и высокий уровень инвестиционной привлекательности. Район является одним из крупнейших производителей сельхозпродукции в области. В районе восемь перерабатывающих и 30 сельскохозяйственных предприятий, 153 фермерских хозяйства и более 18 тысяч личных хозяйств населения. Крупнейшими предприятиями являются «Самарский Стройфарфор», «Самарское объединение керамики», «Бекон», «Кухмастер», «Авиакор – Железобетон», «Роберт Бош Самара». Поступление в бюджет налоговых и неналоговых доходов в 2018году составило 729 605,585 тыс. рублей.
Поволжское управление было создано в 2003 году для реализации полномочий министерства образования и науки Самарской области на подведомственной территории.
При этом были ликвидированы существовавшие тогда городской и районный отдел образования, вместе с входившими в них методическими и психологическими службами. Специалисты этих учреждений перешли работать в Поволжское управление, а технический персонал и методисты — в Ресурсный центр. В результате вместо 38 специалистов в двух муниципальных образованиях в Поволжском управлении осталось на сегодняшний день 14 человек (в 2009 году был ликвидирован территориальный отдел образования, который был в структуре Управления с 2003 года). До введения территориальных управлений образованием административный аппарат финансировался из муниципального бюджета.
Структурные преобразования предполагают и новое распределение основных функций административно-управленческого аппарата, что обеспечивает повышение эффективности управления за счет устранения передаточных управленческих звеньев.

Поволжское управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Поволжском управлении министерства образования и науки Самарской области (утвержденном приказом министерства № 113-од от 12.03.2014) в целях обеспечения условий для реализации конституционного права граждан на образование с учетом особенностей и задач социально-экономического развития муниципальных образований и области в целом и решает основную задачу по реализации основных направлений и приоритетов политики в сфере образования.

Основные полномочия руководителя управления закреплены Положением об управлении в отношении государственных общеобразовательных учреждений, а также доверенностью в отношении ГБОУ ДПО «Новокуйбышевский ресурсный центр», ГБОУ ДО «Областная спортивная школа», ГБОУ школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На момент организации округа образовательное пространство было представлено 99 учреждениями – юридическими лицами. С 1.01.2012 года создано 45 государственных образовательных организаций со структурными подразделениями, реализующими дошкольное и дополнительное образование.
Одним из значимых итогов структурных преобразований в системе управления образования в Поволжском округе стала возможность реализации основных направлений и приоритетов в сфере образования, в числе которых ведущим можно назвать инновационную деятельность, связанную с изменениями в организации образовательного процесса, в технологиях обучения и воспитания, управлении образовательными организациями, результатом чего становится повышение качества образования на всех его уровнях. Эффективное управление инновационными процессами – одно из условий развития региональной системы образования в целом, а создание и внедрение модели оптимального комплексного развития и распространения инновационных принципиально значимых педагогических практик следует рассматривать как результат грамотно выстроенных управленческих решений. Ценность организационно-управленческого сопровождения заключается в том, что оно обеспечивает перевод инновационных проектов в стабильный источник долгосрочного развития системы образования в регионе. Важным моментом, определяющим характер принимаемых управленческих решений, является понимание конкретных управленческих задач, подлежащих решению. Они должны быть разными в зависимости от этапа внедрения инновационного проекта. Так на этапе до проектного вмешательства основными задачами должны стать: четкое обозначение субъектов взаимодействия и определение круга проблем, подлежащих решению.

На этапе после проектного вмешательства, а именно проведения всех необходимых организационных процедур, в том числе разработки необходимого нормативно-правового обеспечения появляется возможность координации деятельности инновационных педагогических площадок.

Успешному решению задачи повышения качества образования способствует создание нормативного и ресурсного обеспечения сетевого взаимодействия образовательных организаций, что позволит наладить обмен имеющимися ресурсами, сформировать систему непрерывного образования педагогов в условиях инновационных комплексов, предоставить финансовую поддержку субъектам инновационной деятельности через государственное задание, гранты, целевые субсидии и т.д. Подтверждением необходимости и действенности организационно-управленческого сопровождения инновационной образовательной модели, как важного условия повышения качества образования, может послужить опыт развития инновационной деятельности на территории Поволжского округа , который в настоящее время обогащается и дополняется новыми событиями и фактами.

2.Материально-техническое и методическое обеспечение инновационных моделей повышения качества образования
Разработка и успешное внедрение инновационных моделей повышения качества образования, связанное с практикой активного поиска, обновления и апробации инновационных подходов к организации образовательно-воспитательной деятельности, осуществляется в рамках конкретной образовательной организации. Однако решение этой задачи возможно при условии управленческой поддержки педагогических инициатив, помощи в их планировании и осуществлении, в переводе наиболее ценных из ряда разовых в традиционные. Ценность внедрения в педагогическую практику региональных инновационных комплексов в том, что в ходе их освоения разрабатываются методы, инструментарии, модели взаимодействия, направленные на решение актуальных проблем в образовании, в том числе и проблем подготовки специалистов, способных обеспечить процесс освоения новшеств, таких как, например, внедрение и популяризация информационных образовательных технологий, развитие технического творчества детей и подростков, выявление и поощрение талантливых детей, склонных к учебно-исследовательской деятельности и др.
Материально-техническое и методическое обеспечение инновационных моделей повышения качества образования приобретает особую значимость в связи с расширением региональной практики инклюзивного образования. Реализация этого условия применительно к вопросам организации инклюзивной практики требует разработки и внедрения инновационных моделей управления образовательными системами и активного использования субъектами образовательной деятельности инновационных педагогических технологий обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей и возможностей здоровья обучающихся. Инклюзивное образование в процессе внедрения сталкивается со многими трудностями, в числе которых не только трудности организационно — управленческого (создание безбарьерной среды, введение в штат специалистов различного профиля, переоборудование мест общего пользования и т.д.), но и социального плана, которые заключаются в необходимости преодоления распространенных негативных стереотипов восприятия лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также не готовности преподавателей, воспитателей, самих детей, школьников, молодежи и их родителей принять интеграцию как реальное социальное явление. Инклюзивная практика включает в себя управление процессом образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также мобилизацию всех ресурсов, направленных на обеспечение качественного образования, что предполагает значительное обогащение образовательных организаций соответствующими техническими средствами, учебно-лабораторным оборудованием, методическими, дидактическими, демонстрационными материалами, использование возможностей дистанционного обучения, потенциала семейного воспитания и участия родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ, расширение консультативной практики с участием специалистов медико-психолого-педагогического профиля и др.

3.Финансовая поддержка инноваций в образовании
Реализация многоаспектной и многоплановой инновационной деятельности образовательных организаций требует решения вопроса финансовой поддержки инноваций. В основном он решается путем финансирования из областного бюджета в виде субсидий на оказание государственных услуг в рамках выполнения государственного задания и субсидий на иные цели, не связанные с его выполнением. Как известно, объем финансирования в рамках государственного задания, зависит от величины нормативных затрат на одного воспитанника/ребенка в соответствии с оказываемой государственной услугой, что в свою очередь зависит от уровня образования, вида образовательной программы, условий оказания услуги и количества получателей данной услуги в образовательной организации.

Существуют порядка 18 различных целевых субсидий, связаных с поддержкой молодых педагогов, с выплатами за классное руководство, компенсацию учреждениям за присмотр и уход за детьми определенных категорий, с родителей которых родительская плата не взимается, за организацию школьных перевозок и др.

4. Профессиональная и психологическая готовность субъектов образовательных систем к реализации инновационных образовательных моделей.
Профессиональная компетентность педагогов — это не только один из показателей качества образования, но и одно из основных условий успешности решения практически всех задач национального проекта «Образование», поскольку в системе образования учитель – ключевая фигура. Готовность руководителей, равно как и педагогов, к реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования следует рассматривать как действенный ресурс повышения качества образования. Такой подход позволяет ставить вопрос не только о показателях и критериях эффективности реализации образовательных задач, связанных с реализацией инновационных образовательных моделей, но и о создании системы поддержки педагогов, направленной на их профессиональное самосовершенствование и саморазвитие. Объективными критериями эффективности организационно-управленческой деятельности отдельной образовательной организации и управления образованием региона в целом по повышению качества образования могут стать: увеличение доли учителей, готовых к эффективной и качественной реализации инноваций, реализующих программы развивающего обучения, вовлеченных в совместную с обучающимися и их родителями практико-ориентированную образовательно-воспитательную деятельность и др. Профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагогов – проблема, решение которой зависит не только от самого педагога, но и от той поддержки со стороны системы управления, в которой нуждается практически каждый педагог и руководитель. Традиционная система повышения квалификации, реализуемая в рамках институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, частично снижает остроту проблемы. Но остаются трудности, связанные с рядом причин, в числе наиболее значимых — высокий темп перемен в системе образования, что вполне естественно, поскольку расчет ставится на долгосрочную перспективу. При таких высоких темпах перемен учреждения дополнительного образования не всегда успевают за инновациями, идущими от общеобразовательных школ – центров инновационного поиска. Значит школы-пилоты и есть тот не до конца используемый, финансово стимулируемый ресурс стажерских практик, который позволит оперативно, эффективно и массово готовить педагогическое сообщество к инновационной деятельности. Значительные трудности в создании условий для формирования профессиональной готовности педагогов в этом направлении связаны с недостаточной эффективностью модели взаимодействия участников инновационных практик по развитию и распространению инноваций. Преодоление их актуализирует проблему полисубъектного взаимодействия между всеми субъектами образовательной системы, основанного на мотивационно — личностной готовности к консолидации сил и ресурсов, групповой сплоченности, ответственности и исполнительности, иначе говоря, психологической готовности к профессиональному взаимодействию.
С проблемой профессиональной компетентности связан достаточно актуальный вопрос привлечения в школы талантливой молодежи. Положительные результаты в этом направлении, как правило, дает реализация мер поддержки молодых педагогов. Но не нужно забывать о том, что молодому педагогу, пришедшему в школу, необходимо методическое сопровождение и наставничество. Многое в этом плане удается решить силами создаваемых в регионах Ассоциаций молодых педагогов. Стажировочные практикумы на базе образовательных организаций, посещение уроков опытных квалифицированных педагогов, индивидуальное консультирование, обеспечение начинающих учителей методическими и дидактическими ресурсами, стажировки, проведение конкурсов «Педагог-наставник». «У истоков большого пути» — все это ценный ресурс в развитии и укреплении кадрового потенциала, профессионально и мотивационно-личностно готового к образовательной деятельности в том числе и инновационной.
5. Разработка критериев оценки качества образования
Повышение качества образования в значительной степени обеспечивается единством подходов к управлению региональной системой образования, что предполагает единство требований в рамках методического сопровождения образовательного и воспитательного процессов, конкурсных мероприятий для обучающихся, работы с одаренными детьми и т.д. Такой подход обеспечивает возможность выстраивания единого рейтинга образовательных организаций региона.

Вместе с тем разработка критериев оценки качества образования – один из основных аспектов проблемы качества образования, широко обсуждаемой в научно-педагогическом сообществе. Система оценки предполагает организацию контроля за ходом решения поставленных задач. Ценность хорошо организованного контроля в том, что он позволяет принимать взвешенные управленческие решения и при необходимости своевременно их корректировать, ставить перед руководителями образовательных организаций и педагогическими коллективами новые конкретные задачи, объективно оценивать качество труда педагогов. Одним из важных и достаточно сложных аспектов контроля является выбор объективных показателей и оценочных процедур, на основе которых затем создается представление об изучаемой образовательной области. Все это требует слаженной работы управленческой команды и соответствующей компетентности специалистов, осуществляющих функцию мониторинга образования. Ими чаще всего являются специалисты Ресурсных центров, действующих в структуре управления образованием.
При оценке промежуточных и итоговых результатов необходимо определиться с выбором показателей. На достаточную сложность решения этого вопроса обращают внимание нормативные документы [1]. В них, в частности, говорится о том, что в паспортах национальных проектов содержится 1326 показателей, из них 115 показателей «верхнего уровня». Осуществить эффективный мониторинг как на национальном, так и на региональном уровне, используя такое количество показателей, невозможно. В связи с этими объективными трудностями в документе предложены ключевые показатели, в число которых вошли:
— уровень образованности,
— доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, % нарастающим итогом,
— численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования, млн. человек нарастающим итогом.
Рекомендованные этим документом показатели могут быть дополнены теми показателями, которые значимы для оценки промежуточных материалов реализации поставленных задач в условиях региона. Так, для Поволжского образовательного округа ключевыми показателями качества образования стали:
— показатели, содержащиеся в Указе Президента РФ от 14112018 № 548 (оценка удовлетворенности населения услугами в сфере образования, результат независимой оценки качества оказания услуг организациями, осуществляющими образовательную деятельность, уровень образованности,
оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей);
-показатели эффективности реализации национальных проектов (доля учащихся ОО, принявших участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, в общей численности учащихся ОО; доля учащихся ОО, прошедших обучение и (или) принявших участие в мероприятиях детских технопарков «Кванториум», в общей численности учащихся ОО; доля ОО, в которых обеспечено систематическое психолого-педагогическое сопровождение, в общем количестве ОО; доля молодежи, задействованной в мероприятиях по вовлечению в творческую деятельность, от общего числа молодежи и др.);
-показатели эффективности деятельности системы дошкольного образования (доля детей в возрасте до 3 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, в общей численности детей до 3 лет, нуждающихся в получении данной услуги; доля детей в возрасте 3-7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, в общей численности детей 3-7 лет, нуждающихся в получении данной услуги);
-показатели эффективности деятельности системы начального общего, основного общего и среднего общего образования (доля обучающихся ОО с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся интегрированно, и учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, в общей численности обучающихся ОО; доля обучающихся ОО, охваченных горячим питанием, от общей численности обучающихся ОО; доля несовершеннолетних, не посещающих ОО, в общей численности детей, подлежащих обучению и др.);
— показатели эффективности деятельности системы дополнительного образования (охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием; удельный вес числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся в объединениях технической и естественнонаучной направленностей ОО, реализующих программы дополнительного образования, в общей численности детей от 5 до 18 лет, занимающихся в ОО, реализующих программы дополнительного образования);
— показатели эффективности деятельности системы профессионального образования (доля студентов профессиональных ОО, обучающихся с применением дуальной технологии, в общей численности студентов профессиональных ОО и др.);
-показатели эффективности деятельности, направленной на развитие кадрового потенциала (доля педработников дошкольных ОО в возрасте до 35 лет, в общей численности педработников дошкольных ОО; доля учителей ОО в возрасте до 35 лет, в общей численности учителей ОО; отношение среднемесячной ЗП педработников государственных (муниципальных) ОО дошкольного образования к средней ЗП в сфере общего образования в СО; отношение среднемесячной ЗП педработников государственных (муниципальных) ОО общего образования СО к среднемесячной ЗП в СО и др.).
Они в свою очередь конкретизируются и могут быть представлены, например , как качество подготовки обучающихся; обновление содержания и инфраструктуры образовательной организации; успешность и социальная активность обучающихся; профессиональная компетентность педагогов и их готовность к эффективной инновационной деятельности и др. Ценность этих показателей в том, что они дают возможность конкретизировать управленческие и образовательные задачи применительно к типу, виду и характеру образовательной организации.
Оценка качества подготовки обучающихся может быть проведена по таким критериям, как степень выполнения требований ФГОС и выявления имеющихся проблем в освоении школьниками основных образовательных программ с помощью всероссийских проверочных работ, которые, будучи стратегическим инструментом, должны быть положены в основу составления и корректировки содержания программ повышения квалификации учителей и создания условий, позволяющих вывести образование на качественно новый уровень. Выпускные проверочные работы позволяют выявить и факты необъективного внутреннего оценивания в сопоставлении с результатами внешней оценки. Чаще всего это связано с непониманием администрацией и педагогическими коллективами ключевой задачи проведения этих работ. О качестве образования можно судить и по результатам государственной итоговой аттестации. Итогом анализа получаемых данных по этому показателю должны стать рекомендации директорам школ: организовать регулярную работу школьных методических объединений по обсуждению типов ошибок и способов их предотвращения, пересмотреть систему объективного проведения мониторинговых процедур всех уровней на заседаниях педагогического совета, скорректировать формы промежуточной аттестации, активно использовать ресурсы Федерального института оценки качества образования. Результаты государственной итоговой аттестации выпускников служат основанием для рекомендаций руководителям провести глубокий анализ причин успешности и затруднений прохождения аттестации обучающимися и организовать планомерную и целенаправленную работу педагогического коллектива по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Обновление содержания и инфраструктуры образовательных организаций, как отметила Министр просвещения О.Ю.Васильева, имеет прямое отношение к повышению качества образования и, следовательно, может стать надежным объективным показателем успешности реализации всех образовательных проектов в том числе и подпроекта «Современная школа». Задачами последнего являются: внедрение новых методов обучения и воспитания, освоение инновационных образовательных технологий, обеспечение сетевого взаимодействия близлежащих школ. Опыт управления образованием в Поволжском округе, направленного на контроль за реализацией этих задач и анализ результатов их решения, позволяет сделать выводы о том, что поставленные задачи носят долгосрочный характер и окончательные результаты можно будет подводить по мере их решения. Но о промежуточных результатах можно судить по тому, что в 4-х школах округа созданы Центры цифрового и гуманитарного профиля, цель которых выровнять условия обучения в городских и сельских школах; проведены подготовительные мероприятия для преподавания в текущем учебном году нового курса для школьников 5-9 классов «Функциональная грамотность»; в связи с обсуждением на всех уровнях системы образования изменений ФГОС начального общего и основного общего образования предполагается обновление учебных программ, что позволит, с одной стороны, решить задачи профилактики опасных последствий, связанных с бесконтрольным использованием подростками социальных сетей, а с другой – повысить интерес школьников к изучению родного края. С этой целью в 7-9 классах вводится курс «Информационная безопасность», а для родителей обучающихся в школах округа предусмотрен тематический лекторий «Цифровая гигиена». Для начальной школы разработана и утверждена программа «Рассказы по истории Самарского края», для школьников 5-9 классов вводится учебный курс «История Самарского края». Вместе с тем, говоря о необходимости обновления содержания и инфраструктуры образовательных организаций и подчеркивая значимость инновационного подхода и неизбежных при этом преобразованиях, следует отметить, что инновационный подход не должен отвергать сложившиеся эффективные образовательные технологические модели, которые, выполнив задачи функционирования, должны стать основой для дальнейшего развития. Соблюдение этого непреложного правила требует логика образовательного процесса.
Успешность и социальная активность является достаточно информативным показателем успешности решения стратегической задачи воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Как показывает опыт управленческой деятельности, осуществляемой в Поволжском образовательном округе, поддержание успешности и социальной активности обучающихся обеспечивают два действующих в округе подпроекта: «Успех каждого ребенка» и «Социальная активность». Первый – один из самых крупных, направленных на развитие в регионе системы дополнительного образования, на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи. Проект помогает детям и подросткам найти себя в системе дополнительного образования, показать свои возможности и получить необходимое психолого-педагогическое сопровождение. Получив персонифицированное финансирование, в округе начали действовать два опорных Центра дополнительного образования. Достигнутый 72,4% охват детей дополнительным образованием, близкий к областному (78,5%), планируется повысить и довести до 80% к 2024 году. Намеченные рубежи реальны. Подтверждением тому служит то, что ежегодно растет интерес учащихся к участию в олимпиадах, художественных и технических конкурсах. Огромной популярностью у школьников округа пользуются всероссийские предметные олимпиады, многопрофильная олимпиада «Саммат», региональный конкурс «Взлет», фестивали и конкурсы творческих детских коллективов. В формирующийся региональный реестр одаренных обучающихся – победителей и призеров олимпиадно — конкурсных мероприятий от округа принято 60 заявок для включения в реестр.
Совместная деятельность системы общего и дополнительного образования в плане активизации интереса школьников к техническому творчеству и последующего профессионального самоопределения дает положительные результаты: наблюдается повышенный интерес школьников к предметам естественно-научного профиля – 71% выпускников ежегодно выбирают для сдачи государственного экзамена профильную; самые популярные предметы в школах округа — физика, химия, биология; больше половины десятиклассников г. о. Новокуйбышевска выбирают технологический профиль обучения, ориентирующий их на получение профессий, востребованных на промышленных предприятиях. В м .р. Волжский треть обучающихся выбирают технологический и социально-экономические профили обучения.
Одним из основных мероприятий, отвечающих запросам школьников, является создание и организация образовательной деятельности по программам технической и естественно-научной направленности в детских техно — парках «Кванториум» и «Мини — кванториум», рассчитанных в общей сложности на 2550 детей школьного возраста. В ближайшей перспективе — поэтапное вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в программы дополнительного образования с максимально возможным использованием технологий дистанционного обучения.
Социальную активность в наибольшей степени школьники могут проявить, участвуя в разных формах общественно-значимой деятельности, что в значительной степени связано с развитием наставничества, волонтерства, поддержкой общественных детско-молодежных инициатив, оказанием помощи в личностном и профессиональном самоопределении. По этому показателю округ имеет неплохие результаты – 7884 человека из числа обучающихся школьников вовлечены в деятельность общественных организаций на базе образовательных организаций. В перспективе к 2020 году эта цифра должна возрасти до 8500 человек. На особом счету в плане организации и активной деятельности участие школьников во Всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом движении «Юнармия». На данный момент в региональном отделении движения зарегистрировано 1239 обучающихся из всех школ округа. Пока это примерно 6% от общего числа обучающихся, но движение постепенно набирает темпы. 26 волонтерских отрядов зарегистрированы на сайте «Добровольцы России».
Таковы, на наш взгляд, наиболее значимые условия, обеспечивающие успешное внедрение инновационных моделей повышения качества образования как в отдельной образовательной организации, так и в целом в региональной системе образования.

Литература
1. Об основных направлениях деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»//Материалы к заседанию президиума Государственного совета Российской Федерации М.- 2018.
2. Плисинова, И.В. Опыт реализации и перспективы модификации приоритетных национальных проектов на современном этапе//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС,- 2011, № 3.- с.228 — 235.
3.Рыжкова, Т.Н.Багин, В.В. Приоритетный национальный проект «Образование»: проблемы и пути решения // Регионология, 2008.-№3.-с.42 -51.